Гравитационная сварка

Гравитационная сварка

Гравитационная сварка была изобретена в СССР инженером Уральского вагоностроительного завода им. Ф. Э. Дзержинского Андреем Анатольевичем Силиным еще в 30-х годах двадцатого века, только вот назвал он её проще – сварка наклонным электродом.

Данная разновидность сварки представляет собой дуговую сварку плавящимся электродом, при которой покрытый электрод поддерживается механически и опускается под действием силы тяжести.

И хотя, на первый взгляд, сварка наклонным электродом вещь довольно тривиальная, для своего времени она стала большим прорывом. Теперь работа сварщика сводилась только к своевременной замене огарка новым электродом.

Когда про изобретение советского инженера узнали японцы, они подсуетились и зарегистрировали патент на… гравитационную сварку (ну правильно, электрод ведь опускается под действием силы тяжести). Впоследствии, начиная с 1940-х годов, гравитационная сварка получила широкое распространение на корабельных верфях Японии как раз активно готовившейся к второй мировой войне на море.

Модель первого в мире полуавтомата сварки наклонным электродом конструкции А. А. Силина, документы и фотографии, рассказывающие о крупнейшем изобретении, сделанном на уральском заводе в предвоенный период до сих пор хранятся в музее Уралвагонзавода.

Сам изобретатель – Андрей Анатольевич проработал на Уралвагонзаводе до 1944 года, затем получил инвалидность и был уволен в крайней степени дистрофии. Дальнейшая судьба талантливого инженера неизвестна, но созданный им в конце 30-х годов ХХ века метод «гравитационной» сварки до сих пор применяется в промышленности разных стран мира.

425